Амортизаторы для «Туриста» из Нового Афона.
В январе 2022 года на завод ПААЗ пришло письмо из Абхазии. К ПААЗ обратились технические специалисты из Республиканского Унитарного предприятия «Комплекс Новоафонской пещеры» из Абхазии. В письме была просьба о помощи. Суть вопроса была следующая.
В далеком 1975 году для Новоафонской пещерной железной дороги Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ) по проекту НИИ «Гипроуглемаш» МИНУГЛЕПРОМ СССР был спроектирован и создан узкоколейный контактно-аккумуляторный электропоезд ЭП «Турист».
Всего было создано две единицы, которые беспрерывно эксплуатировались до 2014. В 2014 году Рижский вагоностроительный завод создал для Новоафонской пещерной железной дороги третий технически более совершенный электропоезд — Эп Турист 563, но внешне и конструктивно схожий с двумя предыдущими поездами.
Далее РВЗ, как и все предприятия, родом из СССР на латвийской земле, начал медленно угасать. В 2017 году после закрытия конструкторского бюро начался процесс банкротства, сдавались в металлолом станки и оборудование, закрывались цеха, помещения и земля сдавались в аренду, и в 2020 году бывший гигант советской промышленности перестал существовать. Вот тогда у коллектива, обслуживающего комплекс и начались трудности с поставками запасных частей. Специалистам приходилось буквально выкручиваться из создавшейся ситуации - и искать запчасти по всему свету. Одной из таких задач стал поиск амортизаторов.
Главный инженер Беслан Пандария рассказал: «Куда только не обращались специалисты завода. Но нигде найти аналоги не могли. Дело в том, что амортизатор производства SACHS был специально разработан в Германии по проекту РВЗ для ЭП Турист. Номер по SACHS никак не кроссировался. Получить обратную связь из Германии стало невозможно – санкции. А на неисправных амортизаторах вагоны раскачивает и вызывает неудовольствие пассажиров».
И во тут - то и пришла помощь из далекого Урала. Специалисты КБ ПААЗ специально для маленького электропоезда спроектировали, разработали и создали опытный амортизатор, который сначала прошел испытания на стендах завода, потом в эксплуатации на поезде. Не дождавшись окончания испытаний (обычно ПААЗ на транспортном средстве испытывает опытные амортизаторы в течение 12 месяцев) заказчик из Нового Афона на свой страх и риск открыл новый заказ уже на промышленную партию. И вот, по истечении года эксплуатации, от Заказчика получено окончательное одобрение амортизаторов и благодарность коллективу ПААЗ за помощь.
Благодарственное письмо Комплекс Новоафонской пещеры им. Г.Ш. СмырНиже приведены ссылки на статьи и видео из свободных источников в интернете, где можно познакомиться с подземной железной дорогой и уникальным электропоездом.